История ОВДТ

Краткая историческая справка

Отсчет времени деятельности транспортной милиции в настоящее время принято вести от 18 февраля 1919 года дня принятия Декрета ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и утверждения «Положения о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», которыми транспортной милиции вменялись обязанности от борьбы с преступностью и обороны в случаях нападения до контроля за уборкой подвижного состава и организации очистки железнодорожных путей.

Сотрудники транспортной милиции с первых лет ее создания были на самом переднем крае борьбы с преступностью, за целостность и стабильность экономического развития государства.

Так, в трудные годы гражданской войныи иностранной интервенции отряды железнодорожной милиции обеспечивали охрану хлебных грузов, вели борьбу с бандами, совершавшими налеты на поезда, очищали дорогу от мешочников, изымали с объектов транспорта беспризорных детей, пресекали действия хулиганов, воров, мошенников.

Примерно в это же время создавалась революционная речная милиция. Декретом совета народных комиссаров от 25 июля 1918 года “Об учреждении речной милиции” были созданы Отделы речной милиции в губерниях и уездах по территориальности. В 1920 году территориальный принцип заменен линейным, милиция организовывалась по бассейнам водных путей (речных и морских) и получила название водной милиции.

В сентябре 1938 года было принято решение о нецелесообразности  подчинения по территориальному принципу и подразделений железнодорожной милиции, т.к. он себя на практике не оправдывает. Эти подразделения были перестроены по линейному принципу и подчинены Главному управлению милиции (непосредственное руководство осуществлял отдел железнодорожной милиции, который организовывал борьбу с преступностью и охрану общественного порядка в пределах всей дороги).

В ходе становления шел активный поиск форм и методов работы, в этот же период зарождались традиции железнодорожной милиции. Одна из них – это постоянная и тесная связь с работниками транспорта, успешно выдержавшая проверку временем. Только в тесном взаимодействии удалось в кратчайшие сроки навести стабильный порядок на железной дороге, который способствовал восстановлению страны из разрухи.

В период Великой Отечественной войны аппараты транспортной милиции показали высокую эффективность в обеспечении охраны общественного порядка на железных дорогах и водных бассейнах в условиях значительных перевозок войсковых контингентов и эвакуированного населения, а также в предупреждении и раскрытии преступлений, обусловленных военной обстановкой, розыске и задержании уклоняющихся от призыва, дезертиров, паникеров, диверсантов и шпионов.

В октябре 1942 года железнодорожная милиция была подчинена транспортному управлению НКВД СССР, а в 1943 дорожные отделы милиции были подчинены Главному управлению милиции НКВД СССР, в составе которого было организовано Управление транспортной милиции (1943-1947 годы).

Вызванные войной экономические трудности оживили преступность. В этих условиях назрела необходимость объединения усилий органов транспортной милиции и государственной безопасности, в силу чего в 1947 году на железных дорогах страны были созданы управления охраны Министерства государственной безопасности. Подчинялись они Главному управлению охраны МГБ СССР на транспорте.

В марте 1953 года в результате объединения Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности транспортная милиция стала составной частью МВД СССР. В 1954 году Управление транспортной милиции было создано в составе Главного управления милиции МВД СССР.

В 1959 - 1965 годах управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью было передано в ведение союзных республик. На местах  были созданы отделы железнодорожной милиции, которые были подчинены управлениям милиции МООП союзных республик.

В 1969 году управление борьбой с преступностью и охраной общественного порядка на транспорте выделилось в отдельную самостоятельную отрасль деятельности органов внутренних дел и было создано Управление транспортной милиции МВД СССР.

Дальнейшее развитие система транспортной милиции получила в 1971 году, когда в связи с актуализацией функции борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на объектах гражданской авиации были созданы подразделения милиции на воздушном транспорте и объединены с существующими органами милиции на железнодорожном и частично водном транспорте.

19 марта 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР введен досмотр пассажиров, а с 1978 года – сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, а в необходимых случаях и личный досмотр, как на внутренних, так и на международных авиалиниях.

Как известно, позднее, в 1997 году, служба досмотра в милиции была упразднена, однако после совершения террористических актов на воздушных судах в августе 2004 года и в связи с принятием в 2005 году Федерального закона № 20 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, по осуществлению мер авиационной безопасности на воздушном транспорте” в состав досмотровых групп вновь были введены сотрудники милиции.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 января 1980 г. № 78 МВД СССР предложено создать единую систему органов внутренних дел на транспорте, в том числе на морском и речном. В этом году органы транспортной милиции были преобразованы в органы внутренних дел на транспорте.

25 марта 1980 г. был подписан приказ о создании Главного управления внутренних дел на транспорте МВД СССР. Приказом Министра внутренних дел СССР от 26.03.1980 заложена единая система ОВДТ и предусмотрено создание  новой специфичной службы по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Эта дата также считается днем образования подразделений БППГ.

Переломные девяностые годы в связи с распадом Советского Союза принесли длительный период нестабильности и осложнения оперативной обстановки. Преобразования органов власти и управления повлекли изменения и в Министерстве внутренних дел, в том числе по линии транспортной милиции.

На современном этапе деятельности можно отметить, что к 2009 году систему ОВДТ возглавлял Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России, на местах ее образовывали 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ МВД России), строивших свою деятельность по линейному принципу. Зона оперативного влияния УВДТ МВД России была привязана к конкретным железным дорогам.В рамках реформирования МВД России в 2010 году была проведена работа по реформированию ДОПТ МВД России и органов внутренних дел на транспорте. Основной задачей при этом была поставлена оптимизация их организационно-структурного построения и штатной численности.

Приказом МВД России от 5.07.2010 № 480 «О некоторых вопросах подразделений и органов внутренних дел на транспорте» объявлялось образование Главного управления на транспорте МВД России на базе ДОПТ МВД России. При этом структура этого транспортного подразделения центрального аппарата МВД кардинальных изменений не претерпела, функции остались теми же.

Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 03.08.2010 № 570 «Вопросы реформирования органов внутренних дел на транспорте» были образованы 8 Управлений на транспорте МВД России по федеральным округам. Кроме них, для сохранения управляемости на значительных территориях Сибири и Дальнего Востока, образованы Восточно-Сибирское и  Забайкальское линейные управления МВД России на транспорте как самостоятельные органы (с прямым подчинением МВД России). 

В 2014 году история деятельности транспортной полиции пополнилась новой страницей. Во исполнение Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» приказом МВД России от 25 марта 2014 г. № 175 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» создан Симферопольский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на транспорте на территории Республики Крым и города Севастополя). В 2016 году линейный отдел преобразован в Крымское ЛУ МВД России на транспорте и подчинен УТ МВД России по ЮФО.

На современном этапе оперативно-служебной деятельности ГУТ МВД России и ОВДТ решается первостепенная государственная задача – повышение уровня защищенности граждан на объектах транспорта, реализация поручений Президента и Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности.

Tom1_01.jpg

Скачать в формате PDF

Том №1

Том №2

Vremya_lyudi_magistrali_01.jpg
Скачать в формате PDF

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России